Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

09.07.2021 12:13 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Гнусное» лето 2021-го

Автор: Зинаида Лебедева

Трудно описать, с каким нетерпением сибиряки ждут после долгой морозной зимы краткого лета. Но, как только лето наступает, почти тут же жалеют об этом. Наслаждаться солнцем, лесом и речными пляжами мешает гнус. Да, различные насекомые обитают почти во всех зонах России, но наиболее многочисленны эти кровососы в тундре и в тайге. Западно-Сибирская равнина и Васюганские болота — это их королевство. Здесь есть все условия для жизни и размножения: много водных ресурсов, континентальный климат, прогревающий воду за короткое лето.

В этом году жители Томской области отмечают массовое нашествие насекомых. Полчища комаров и мошек буквально не дают людям выйти на улицу без средств защиты. Их много не только в лесу и сельской местности, но и на улицах Томска, где их обычно не бывает. Так что же стало причиной этой ситуации и существуют ли эффективные способы защиты от назойливых насекомых? Что поможет спастись во время работы на приусадебном участке или прогулки по лесу — различные репелленты с химической основой или «народный способ» — эфирное масло с сильным запахом? Давайте вместе разберёмся в этих вопросах.

По словам доктора биологических наук, профессора, заведующего кафедрой зоологии беспозвоночных Биологического института ТГУ Владимира Романенко, давшего комментарий порталу vtomske.ru, появление такого количества комаров связано с повышением уровня влажности из-за дождей: «Аномалий здесь нет, всё соответствует биологическим законам. В этом сезоне комаров поначалу было очень мало, а дожди пошли — комары пошли. Тут идёт прямая зависимость».

Что касается увеличения количества мошки в Томске, то, по словам учёного, это зависит от чистоты рек Ушайки, Томи. Ведь эти насекомые размножаются в текучих водах.

«Как вы знаете, Ушайку хорошо почистили, вода прозрачная, поэтому и мошка пошла, — сказал Романенко. — В Томи у нас всегда много выплаживалось мошки. Её может быть больше или меньше. Это зависит от химических выбросов из комбинатов в реку. А что касается выбросов сельхозпредприятий, то они в большинстве своём являются органическими, поэтому быстро усваиваются простейшими и прочими организмами, а это, как известно, еда для мошки».

Свой взгляд на сложившуюся в Томской области ситуацию с гнусом изложил и директор НИИ биологии и физики Томского государственного университета Сергей Воробьёв: «В июне были затяжные дожди, холод, потом резкое тепло, и поэтому все генерации мошки вылетели одновременно. Эти насекомые живут от четырёх до восьми дней, а потом откладывают личинки и появляется новая «партия», так что размножаются они в геометрической прогрессии. В Колпашеве и Чажемто была первая вспышка мошки, а сейчас она уже по всем районам распространилась.

Вода в этом году стоит долго, пойма залита, температура прекрасная, а соответственно условия идеальные для их размножения. Вода убавится, и их меньше станет, но незначительно: количество насекомых огромное. Вообще мошка живёт до отрицательных температур».

С чем ещё может быть связано появление полчищ гнуса в Сибири? Как заметили старожилы, в этом году очень мало стрекоз. А ведь именно они являются активными поедателями кровососущих насекомых, не дающих житья ни людям, ни животным. Согласно разным источникам, за сутки стрекоза съедает от 70 до 100 особей и считается самым прожорливым насекомым планеты.

Большую опасность, чем комары, представляют для человека мошки. Именно они являются переносчиками опасных заболеваний: лейкоцитозооноза птиц, онхоцеркоза скота и человека. Опухоль от укуса мошек гораздо больше, чем от укуса комара, соответственно, и боль тоже. Это связано с тем, что при нападении мошка выкусывает плоть, в то время, как комары прокалывают кожу при помощи тонких стилетовидных ротовых частей. Укусы мошек могут спровоцировать повышение температуры, всё зависит от того, какая будет реакция организма на чужеродные белки (антикоагулянты), которые впрыскивает самка. Помимо этого, слюна, попадающая в ранку при укусе, может вызывать тяжёлую аллергическую реакцию.

Сейчас в аптеках продаётся достаточно средств защиты от мошек и комаров — так называемых репеллентов: мазей, кремов, гелей, бальзамов, аэрозолей, эмульсий, спиртовых растворов и т.д. Считается эффективным спрей от мошек Mosquitall («Москитол») или популярный OFF. Действуют такие препараты от 2 до 5 часов.

Но, как и любая химия, средства против насекомых не рекомендуется применять маленьким детям и беременным женщинам. Если мази нужно наносить на открытые участки кожи, то аэрозоли наносятся на одежду. Нужно чётко придерживаться инструкции! Нанося на лицо защитную мазь, берегите глаза и слизистую оболочку рта. Ни в коем случае не втирайте. Помните: передозировка может вызвать аллергическую реакцию похлеще, чем сами укусы.

Но есть ли альтернатива предлагаемым химикатам? В качестве репеллентов специалисты советуют использовать эфирные масла некоторых неприхотливых растений, которые можно высадить на приусадебном участке для отпугивания насекомых. К примеру, полынь. Её терпкий запах не по душе большинству садовых вредителей и паразитов. Кроме этого, за счёт целебных свойств она популярна в народной медицине. Запашистую гвоздику боятся даже клещи. Её масло часто включают в состав натуральных репеллентов. Спасёт от комаров, мошек и клещей и садовая герань, которая не требует особого ухода. Очень сильный аромат дают бархатцы. Особо их запах отвратителен для клещей и держит их на расстоянии. А вот сильный пряный запах лаванды отпугивает не только насекомых, но и паукообразных. Чтобы избавиться от вечернего комариного жужжания, лавандовые клумбы рекомендуют располагать возле садовых беседок. Широко известный в народной медицине розмарин лекарственный отпугивает практически все виды насекомых. Веранды, беседки и изгороди рекомендуют украшать лимской фасолью. В отличие от котов, кровососы на дух не переносят котовник лимонный или кошачью мяту. Ромашка далматская (известная в народе как пиретрум) содержит нейротоксичные для насекомых вещества. К лучшим природным репеллентам относят и пижму обыкновенную. Запах её сока напоминает камфару и прекрасно отпугивает насекомых.

А какими способами предпочитают бороться с гнусом жители Кривошеинского района? Этот вопрос журналист районной газеты задал прохожим на улицах райцентра.

Андрей: «Нередко в летние дни вместе с друзьями бываем за рекой. Там у нас есть избушка, где мы ночуем. Нынче и правда гнуса видимо-невидимо. Чтобы спастись от него, во-первых, одеваемся соответственно: куртки, брюки и так далее. Во-вторых, используем репелленты. На улице, под навесом используем купленные в магазине спирали. Устанавливаем их несколько штук по периметру и поджигаем. Каких-то 10-15 минут, и нас никто уже не кусает».

Марина Николаевна: «У меня аллергия практически на все купленные в магазине репелленты. Использую то, что советуют знакомые: ванилин, гвоздику. На огород без дымокура практически не выхожу. Накидаю в старое ведро щепочек, бересты, а сверху уже травы. Если подует ветерок, вообще красота: ни комаров, ни мошек. Нынче посоветовали при розжиге дымокура использовать картонную ячейку от яиц. И действительно, она не горит, а долго тлеет. Так что не надо лишний раз бросать щепки и класть в ведро траву».

Наталья: «Какая всё-таки хорошая вещь — интернет. Года три назад прочитала в нём совет по использованию от насекомых гвоздики. Если честно, сразу не поверила, уж слишком простым он мне показался. И всё же решила испытать у себя дома. Купила в магазине обычный лимон и гвоздику, что используем в маринадах. Разрезала цитрус напополам и воткнула в его мякоть порядка 10-15 гвоздичек. Помогло: ночью над моим ухом никто не жужжал, и мошка не донимала. Теперь даже при открытом окне сплю спокойно».

Ольга: «Действительно, в этом году творится что-то страшное. Но если в помещениях хоть пластины и жидкости помогают, то на улицу даже выходить страшно — буквально полчища. Химией пользоваться не хочется. К тому же и выручает она не надолго, хотя на баллончиках пишут, что срок действия 3, 5, а то и все 8 часов. Лично я использую ванилин. Добавляю порошок в детский крем и мажусь. В принципе, помогает. Правда, по возвращении домой приходится тщательно мыться».

Татьяна: «В этом году полчища гнуса совпали как раз с активной работой на огороде: картофель подрос, грядки надо полоть, да и колорадские жуки не заставили себя долго ждать. Картошка едва взошла, а они уже тут как тут. Тоже нужно срочно собирать. Чтобы мошка и комары не загрызли, в первую очередь используем старый дедовский метод — дёготь. А тут ещё посоветовали новый репеллент под названием «Леший». Для пробы купили один флакон. Действительно, помогает. Хотели купить ещё, но, увы, его уже нигде нет. Будем надеяться, что ещё завезут. Почему он хорошо так действует? По-видимому, всё дело в ванили, которая используется для изготовления средства, и которую так не любит мошка».

Олег: «Много лет назад переехал в эти места из Алтайского края. За прошедшие годы было всякое: и мошки, и комары, и слепни, но чтобы так, как нынче… Честно сказать, не припомню. Самым действенным способом считаю берёзовый дёготь. Покупаю его в аптеках, пропитываю им марлю или рыболовную сеть. В этом году в одном из магазинов райцентра посоветовали купить уже готовую сетку. Конечно, дороговато, но зато помогает, и ею можно пользоваться не один год».

Галина Петровна: «В летнее время, когда на улице тепло, люблю спать на свежем воздухе, на веранде. В этом году с этим была бы большая проблема: гнуса на улице столько, что мама не горюй. И тут помог случай. В гости приехали дети, чтобы помочь окучить картошку. После их отъезда на веранде осталась открытая коробочка с детским кремом, смешанным с ванилином. И запах приятный, и мошки нет. Видно, и правда помогает».

Ирина: «Очень давно слышала от людей, что комаров и мошек отпугивает запах лаванды. Честно говоря, не верила. А тут весной купила в квартиру диффузер с ароматом этих цветов. Сегодня нет надобности использовать в комнате даже пластины».

И всё-таки, если мошка вас укусила… Специалисты советуют протереть места укусов водным раствором нашатырного спирта (равное количество воды и спирта), раствором пищевой соды (1 чайная ложка соды на стакан воды) либо раствором поваренной соли. Помогают в «зализывании» ран сок свежей петрушки, кефир, разведённый столовый уксус и лимонный сок. Кроме этого, после укусов мошки советуют использовать гель «Псило-бальзам». Если помазать им сразу, в течение 5-10 минут после укуса, и потом ещё повторить раза три, то если и останется след, он будет почти не заметен.