Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

08.02.2021 10:14 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Селькупы раньше выходят на пенсию. Зачем житель Красного Яра в суде доказывал свою национальную принадлежность

Автор: Зинаида Лебедева.

фото из архива редакции газеты «Нарымский вестник»

В ноябре 2020 года Кривошеинский районный суд удовлетворил заявление жителя с. Красный Яр, обратившегося в судебные инстанции по вопросу установления факта его национальной принадлежности к коренным малочисленным народам Севера. По словам председательствующего судьи Олега Дутова, такие обращения в судебные инстанции Томской области рассматриваются довольно редко, а в Кривошеинском районе оно стало первым и на тот момент единственным, рассмотренным в зале районного суда.

Известно, что Томская область — регион многонациональный. Уже много веков на территории области живут, взаимно обогащая свои культуры, селькупы и ханты, татары и русские, немцы и поляки, белорусы и украинцы. При этом регион является территорией традиционного проживания для селькупов, хантов, эвенков, чулымцев. Всего, по данным переписи 2010 года, на территории Томской области живёт около 2,5 тысяч представителей малых коренных народов Севера. Это селькупы, ханты, чулымцы, кеты, эвенки. Самое большое их количество — более 750 человек — зарегистрировано в Каргасокском районе, 349 — в Александровском, 277 — в Колпашевском, 189 и 187 человек — в Парабельском и Верхнекетском районах, 110 — в городском округе Стрежевой, 18 — в Молчановском районе. Летом прошлого года была зарегистрирована община и в Тегульдетском. Сегодня в ней состоит более 300 человек.

Представители малых коренных народов проживают сегодня и в других районах Томской области, в том числе и северных Чаинском и Кривошеинском, но так как общин здесь не зарегистрировано, то и свою принадлежность к малым коренным народам доказать довольно сложно. Так как в паспорте теперь нет графы «национальность», доказать, что ты эвен или селькуп можно, лишь показав свидетельство о рождении, либо через суд. Не существует единого документа, который подтверждал бы, что человек — представитель малочисленного этноса. В одном регионе требуют свидетельство, в другом — информацию о старом советском паспорте, в третьем просят предъявить справку из сельсовета или из районной организации коренных малочисленных народов Севера. Защитники малочисленных этносов считают, что всё было бы намного проще, если бы в России существовал реестр представителей малочисленных народов, а пока по факту у народов есть привилегии, но иногда нет возможности их реализовать. К тому же не существует и одинаковых механизмов получения льгот и квот в различных субъектах России.

Идея создать общину селькупов в заречном Красном Яре у Петра Кривошеина появилась давно. Вместе с односельчанином он обратился за документами в областной архив. Вскоре знакомый Петра Николаевича получил «корочки» о принадлежности его к малочисленным народам Севера, а вот ему собрать все документы сразу не удалось. По прошествии времени он обратился в региональную общественную организацию «Союз коренных малочисленных народов Севера Томской области». На помощь жителю Красного Яра пришла президент Союза Ирина Коробейникова. Уже на основании представленных документов Петру Николаевичу выдали удостоверение, где указана его национальность — «селькуп».

Сегодня наш земляк участвует в собраниях, проводимых общественной организацией; ездит на фестивали в Парабельский район, куда съезжаются представители малочисленных народов не только из других регионов России, но и зарубежья; изучает историю своих предков, культуру и быт этноса. Так, селькупы издавна проживали по Оби и её притокам: Парабели, Васюгану, Кети, Чижапке, Чае и другим рекам. Первоначальной территорией обитания было среднее, Нарымское и Сургутское Приобье.

Первое слушание по заявлению Петра Кривошеина состоялось в районном суде в июле, но для принятия положительного решения по делу потребовались дополнительные документы и показания свидетелей. В августе заседание состоялось уже при их участии. В качестве свидетелей в суде выступили близкие родственники заявителя, также были представлены новые документы, подтверждающие национальную принадлежность Петра Кривошеина к селькупам. Но и на этот раз суд посчитал необходимым рассмотрение ещё нескольких документов. И только в ноябре, давая оценку всем представленным доказательствам, суд решил удовлетворить заявление П.Н. Кривошеина об установлении факта его национальной принадлежности к коренному малочисленному народу Севера — «селькупам». Суд учёл, что указание национальности в официальном документе имеет для заявителя юридическое значение, так как позволяет ему реализовать права коренных малочисленных народов, гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Томской области.

Большая часть прав и льгот направлена на сохранение своей самобытности и уникальных традиций. По закону малочисленные народы имеют право безвозмездно пользоваться землями предков для традиционных промыслов, контролировать их использование, а также пользоваться «общераспространёнными полезными ископаемыми».

Они имеют право контролировать экологическую ситуацию на своей земле и участвовать не только в общественных слушаниях при строительстве на этой земле предприятий или при разработке социальных программ, но и принимать участие в заключении экологической и этнографической экспертиз.

Если же государством либо организацией или даже частным лицом будет причинён ущерб местам проживания народа либо его землям, на которых они ведут промыслы, либо священным местам, то народ имеет право на получение компенсации. В суде представитель такого этноса имеет право на защиту его интересов уполномоченным представителем.

Кроме этого, малочисленные этносы могут получать от государства или его субъектов дотации, которые часто зависят от местных законов, осуществлять самоуправление и представлять свои интересы в органах законодательной власти через уполномоченных представителей.

Представителей малочисленных народов в первую очередь должны принимать на работу в организации, которые занимаются традиционными промыслами, при условии наличия нужной специальности, а предприятия, на которых работает больше половины местных, имеют право на налоговые льготы.

Малочисленные этносы могут вне очереди получать квоты на рыболовство или охоту, а их молодёжь имеет право заменить службу в армии альтернативной службой.

Эти народы имеют право на получение образования на родном языке, а государство и местные власти обязаны поддерживать культурные организации, направленные на сохранение языка и традиций.

Те, кто проживает на землях предков, имеют также право на льготную социальную пенсию: мужчины — по достижении 55 лет, а женщины — 50 лет. При поступлении в вузы абитуриенты могут быть приняты вне конкурса, в некоторых регионах студенты очных факультетов вузов и колледжей из малообеспеченных семей имеют право бесплатного проезда от места проживания до места учёбы один раз в год в пределах края или области. Существуют и различные льготы при получении жилья, однако они сильно разнятся в различных субъектах России.

Федеральный закон № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» гарантирует им право на сохранение своей культуры и языка. Статья 395 Налогового кодекса освобождает физлица из числа коренных малочисленных народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока от земельного налога в отношении земельных участков, которые используются для сохранения текущего образа жизни. На основании Лесного кодекса малочисленные коренные народы освобождаются от платы за пользование лесным фондом для своих нужд (к примеру, для заготовки древесины к зимнему сезону).

В настоящее время на территории региона действует Закон «О коренных малочисленных народах в Томской области» № 27-ОЗ от 4 марта 2010 года с внесёнными в него изменениями от 8 июня 2020 года.

Современное название «селькуп» образовалось от самоназвания «соль-куп», что обозначает «таёжный человек». Основное занятие селькупов — охота и рыболовство. Жили они в прямоугольных землянках «карамо», которые выкапывали на склоне холма или горы (крутого берега реки) и делали вход-коридор со стороны реки. Не зря одно из самоназваний селькупов — «земляной человек».

Северные и южные селькупы только часть года жили осёдло. Летом, занимаясь рыбной ловлей, ставили на берегу реки чумы, покрытые берёстой. Осенью — собирали кедровые орехи и охотились в лесах, строя свайные срубные амбары для хранения добычи, орехов и ягод. Зимним жилищем селькупов в таёжной зоне были полуземлянки и землянки различной конструкции.

У каждого семейства было так называемое «заречное» место. Это культовый семейный центр, расположенный среди леса, в поле. На этом месте всегда росло священное дерево. Хозяин вешал на него лоскутки для духов природы, вокруг дерева раскладывались монеты, табак — всё, чем мог пожертвовать таёжный человек. Рядом с деревом всегда стоял идол — деревянное изображение человека. Он охранял родичей от злых духов, несчастий, болезней. Это был настоящий селькупский оберег. У селькупов любое растущее дерево считалось живым существом, обладающим энергией. Они говорили: «Если устанешь в пути, прислонись к растущему дереву спиной. Ты почувствуешь, как кровь льётся по жилам. Становится тепло, возвращаются силы».

По данным переписи населения 2002-го года, в Кривошеинском районе проживали шесть человек, относящих себя к селькупам. По итогам переписи 2010-го года селькупов в районе было 4.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.