Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

08.02.2019 15:10 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Оцифрованное» поколение или дань прогрессу?

В декабре 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил запуск нового приоритетного проекта правительства — «Цифровая школа». Глава Правительства России подчеркнул, что внедрять цифровые технологии «нужно практически со школьного периода». Прошло чуть больше одного года, и, видимо, этот проект всё больше из ранга далёкого фантастического будущего переходит в ранг ближайшего реального сегодня.

По словам министра просвещения РФ Ольги Васильевой, «Цифровая школа» обеспечит повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой, что в свою очередь позволит максимально эффективно использовать ресурсы ещё одного масштабного интернет-ресурса — Российской электронной школы, в которой заключён значительный объём онлайн-материалов для учащихся и учителей.

- Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребёнка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ, — пояснила Ольга Юрьевна.

Сегодня педагоги, родители и обучающиеся из числа тех, кто хоть немного слышал о «Цифровой школе», разделились во мнениях. У одних глобальная цифровизация образовательного процесса вызывает восторг, у других опасение. И в настоящее время эта тема постепенно становится одной из наиболее обсуждаемых.

В конце января в Кривошеинской средней школе состоялась дискуссия, посвящённая цифровому образованию. Она проходила в формате дебатов, в ходе которых сторонники и противники образовательного нововведения высказывали свои мнения и приводили аргументы.

- Очень быстро цифровые технологии входят в наше настоящее, — сказала, открывая дискуссию, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.А. Чечнева. — Помню, ещё в 70-80-х годах мы говорили: «Видеотелефон?! Как это возможно?!» Но сегодня это средство связи нас не удивляет. Мы понимаем, что школа должна меняться, как должно меняться и само образование. Но здесь возникает вопрос: «Как должна измениться роль учителя?» Если раньше только он был источником информации для ученика, то теперь он не единственный.

Елена Анатольевна кратко проинформировала присутствующих о том, что «Цифровая школа» — это федеральный проект, который должен реализоваться до 2025 года. Далее о новшестве высказались представители двух сторон.

- Я как современный учитель выступаю за цифровизацию в образовании, — высказала своё мнение учитель начальных классов Н.С. Иванова. — Поколения очень быстро меняются. А цифровые технологии прогрессируют ещё быстрее. И на сегодняшний день ученика трудно удивить рассказом о каком-либо предмете, так как он этот предмет уже видел в электронных технологиях: планшетах, смартфонах, компьютерах и т.д.

Наталья Сергеевна отметила, что буквально с рождения у детей уже есть доступ к различным игрушкам, которые повторяют звуки, обучают словам. Есть уже развивающие приложения на смартфонах. И на уроках ребятам гораздо интереснее выполнять упражнения или задания на интерактивной доске. А интерес на уроке является одним из главных факторов для обучения.

Постепенно создаётся и образовательный контент. Уже существуют электронные учебники, и с их использованием процесс обучения становится динамичнее. Ученик может воспользоваться ссылкой на соответствующий материалы или ресурсы. Больше возможностей появляется и при обучении в виртуальной лаборатории. Технология дополнительной реальности позволяет учащимся в виртуальной среде при помощи собственных рук из атомов создавать молекулы сложного химического соединения.

Ещё одной причиной необходимости цифровизации обучения, по мнению Натальи Ивановой, является удобство. Например, для учителей уже создана база различных интерактивных уроков — только бери и пользуйся. Можно давать домашние задания и отслеживать их выполняемость. При этом задание будет проверяться электронным ресурсом, и станет видно, какой критерий задания «западает» у ученика. Тогда учитель сможет выбрать упражнения, восполняющие этот пробел знаний.

О.А. Зязина предпочла высказать своё мнение не как учитель, а как мама.

- Моё мнение здесь неоднозначно, — подчеркнула она. — Мы понимаем, что мир не стоит на месте. Наши дети — «уроженцы» цифровых технологий, которые наполняют их жизнь. То есть то, чего боимся мы, взрослые, для современных детей абсолютно естественно. Нам стоит задуматься об этом.

Ранее Ольга Александровна провела опрос среди родителей и получила такие же неоднозначные ответы. Кто-то «за» цифровизацию, кто-то «против». Многие из них привели в пример внедрение в районе цифрового телевидения, которому все рады. Уже сейчас мы пользуемся удобной технологией «скайп».

- У меня сын учится во втором классе, дочь — в одиннадцатом, — продолжила Ольга Зязина. — На уроках английского языка они пользуются этой технологией, связываются со школами Европы, Индии и посредством общения со сверстниками изучают разговорный английский язык.

Благодаря цифровым технологиям существует и возможность дистанционного образования. Педагог рассказала на примере дочери, которая уже сейчас занимается с преподавателем СибГМУ, прослушивая лекции в онлайн режиме, получая и выполняя задания. По слова Ольги Александровны, в будущем благодаря проекту «Цифровая школа» большие возможности для дистанционного обучения на дому получат и дети-инвалиды. В пример она привела английского физика-теоретика, космолога, писателя, директора по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета Стивена Хокинга, который на протяжении десятилетий был парализован, но мог общаться посредством синтезатора речи и продолжать заниматься научной деятельностью. Ещё один «плюс» цифровизации Ольга Зязина видит том, что в случае болезни ребёнок посредством видеосвязи сможет присутствовать на уроке и получать необходимый ему материал.

Специалист в области IT-технологий Е.В. Целярицкий рассказал присутствующим о том, что благодаря цифровым технологиям он получил диплом о высшем образовании. В то же время есть и свои «минусы». На примере сына Евгений Владимирович высказал опасения, что сегодня дети практически не бывают на улице, меньше играют в футбол, а больше времени проводят в социальных сетях.

Перед тем, как высказали своё мнение присутствующие на дебатах противники цифровизации образования, ведущий дебатов Рамиз Холматов напомнил, что всю учебную деятельность регламентируют утверждённые санитарные эпидемиологические правила. И на сегодняшний день СанПины в отношении цифрового образования не проработаны.

- Если мы будем говорить о бумажных носителях — учебниках, которые прошли экспертизу, то цифровые технологии экспертизе не подлежат, — продолжила разговор учитель начальных классов О.А. Белущенко. — Безопасны ли они для здоровья ребёнка, пока официального подтверждения нет.

Также, по словам Ольги Александровны, сегодня никто не может сказать, что мы получим в результате активного использования цифровых технологий в образовательном процессе.

- Мне вспомнился случай шестилетней давности,- поделилась Ольга Белущенко, — когда была за границей и увидела американцев, которые праздновали день рождения, «уткнувшись» в гаджеты. Тогда мне было смешно видеть это. Теперь страшно. Что ждёт нас дальше? Мы уже близки к моменту снижения социальных навыков. Дети полностью разучатся общаться.

Также Ольга Александровна отметила, что её как учителя пугает, что школьники в результате использования на уроках сенсорных электронных технологий утратят навыки письма. Перейдя на электронную школу, дети перестанут учить орфографию, пунктуацию, синтаксис, т.к. во всех браузерах и программах существует автоисправление текста. Вдобавок к этому, от постоянного использования цифровых технологий пострадают мелкая моторика, координация, глазомер и прочее. Естественно, это скажется на здоровье не только психическом, но и физическом.

На стороне противников глобальной цифровизации образования выступила и педагог-психолог школы Н.В. Лютько: «Я вчера случайно зашла в один из кабинетов начальной школы и увидела, что 80% детей 4-го класса на перемене проводят время с гаджетами. Это хорошо или плохо? Уверена, вы на этот вопрос не ответите, потому что сегодня мы не можем увидеть, кто вырастет из наших детей через десять лет. Потому что такого «продукта» в нашей жизни ещё не было. Если говорить о социализации ребёнка, то о каких контактах мы можем говорить, если ребёнок «сидит» один на один с телефоном. Дети сегодня не умеют общаться. И о чём мы будем разговаривать с ребёнком дома, когда уроки будут проходить с планшетом? Какими эмоциями поделится с нами сын или дочь? Как мы можем говорить о психической и физической активности, когда дети, «просиживая» в цифровых технологиях, вообще перестают заниматься спортом?

Уже сегодня командой Кривошеинской школы разработан проект «Путь к цифре». Его цель — интеграция современных технологий в образовательный процесс.

- Цифровые технологии предоставляют нам различные ресурсы, благодаря которым мы можем обучаться более плодотворно, — проинформировал присутствующих один из разработчиков проекта Даниил Фурманов. — Например, каждому ребёнку было бы интересно проводить химические опыты благодаря виртуальной реальности. Большинство обучающихся нашей школы имеют мобильные телефоны, так почему бы не направить их «в правильное русло». Мы не хотим избавиться от традиционных методов обучения и учителей. Мы просто хотим сделать образовательный процесс более интересным и продуктивным.

В целом идею цифровизации образования поддержало большинство учащихся младших и средних классов. Но старшеклассница Василина Минькова привела данные о результатах статистических исследований зарубежных учённых. Они показали, что в процессе использования цифрового обучения успеваемость обучающихся в «цифре» несколько ниже, чем у обучающихся традиционно.

В завершении обсуждения «Цифровой школы» своим мнением с присутствующими поделилась методист управления образования В.П. Левко.

- Мой сын учится в четвёртом классе, — рассказала она. — Ежедневно он пользуется кнопочным телефоном. Не потому, что у меня нет средств купить ему сенсорный, а потому, что я считаю: ему смартфон пока не нужен. Для образования он может воспользоваться ноутбуком или компьютером, но в школе гаджетом пользоваться не должен. Здесь он в первую очередь должен получать образование. Мы, родители, провели своё детство на улице, играли с друзьями в подвижные игры, постоянно общались. Сейчас же гаджеты захватили не только наших детей, но и нас самих. Мы не можем лишний раз уделить внимание своим детям, потому что сами постоянно «висим» в социальных сетях. Бытовые приборы: стиральные машины-автоматы, мультиварки и прочие — высвободили для нас дополнительное время, но мы почему-то не посвящаем его детям: мало играем с ними в настольные игры, редко бываем вместе на улице. Может быть, не нужно пенять на наших детей, а чаще критиковать самих себя?..

«Цифра» уже вошла в нашу жизнь, и от этого мы никуда не денемся. То, что это приходит в школу — здорово. Это даёт огромные возможности для образования, в первую очередь дистанционного, для обмена таким опытом, который мы не могли бы получить без этих технологий. Но процесс необходимо контролировать, учить детей и родителей ставить перед собой задачи. То есть определиться, к чему идёт ребёнок: либо для него вся жизнь — развлечение через смартфоны, либо у него есть реальная цель, и он через цифровые технологии хочет до неё дойти.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.