Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

11.01.2019 16:06 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Мусорная реформа" в вопросах и ответах

В феврале 2019 года жители Кривошеинского района получат от регионального оператора новые обособленные квитанции об оказании услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Суммы в них будут значительно выше, чем прежде. Уже сегодня среди населения идёт волна негатива и возмущения. Действительно, вопросов возникает множество: «Кто?», «По какому праву и на каком основании?», «Откуда такие тарифы?»

Департамент природных ресурсов и окружающей среды Томской области и ОГБУ «Облкомприрода» разработали и выпустили памятку по переходу на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Ниже мы приведём некоторые фрагменты из неё.

Из памятки: «В настоящее время на территории Российской Федерации проходит реформа системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, следствием которой станет новая система обращения с ТКО, запущенная во всех субъектах страны с 1 января 2019 года.

Новая система нацелена на уменьшение объёмов захоронения образуемых отходов за счёт сортировки мусора и раздельного сбора вторичных материальных ресурсов. Результатом реформы должно стать значительное улучшение экологической ситуации на территории сельских поселений и в частном секторе городов Томской области, жители которых испытывают негативное воздействие от стихийных несанкционированных свалок мусора.

Введение новой системы обращения с ТКО, когда от каждого домовладения всех населённых пунктов Томской области будет осуществляться вывоз отходов, постепенно приведёт к отсутствию новых стихийных свалок, а ликвидация существующих позволит очистить припоселковые леса и городские территории от накопленного экологического вреда.

В рамках реформы разработана территориальная схема обращения с отходами — документ стратегического планирования, описывающий текущую ситуацию в сфере обращения с отходами, планируемые объекты инфраструктуры сферы ТКО, сроки их строительства. Согласно территориальной схеме, Томская область разделена на восемь зон, в каждой из которых с 01.01.2019 года работает свой региональный оператор».

29 июня 2018 года по результатам конкурсного отбора между департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области и ООО «Риск» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории пятой зоны деятельности регионального оператора, включающей в себя Колпашевский, Чаинский, Молчановский, Верхнекетский и Кривошеинский районы.

Статус регионального оператора присвоен ООО «Риск» в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями конкурсной документации на 10 лет.

Из памятки: «Региональные операторы обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов.

В свою очередь на органы местного самоуправления ложится обязанность по созданию и содержанию контейнерных площадок.

В последующем с целью уменьшения объёмов захоронения ТКО и исполнения требований Правительства РФ о запрете захоронения полезных компонентов, входящих в состав ТКО, на территории Томкой области планируется строительство мусоросортировочных комплексов, эксплуатация которых позволит снизить объём захоронения ТКО и как следствие приведёт к снижению антропогенного воздействия на окружающую среду».

Каков порядок заключения договора с региональным оператором (РО)?

Из памятки: «Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. В течение 10 рабочих дней со дня утверждения единого тарифа на услугу РО размещает на своём официальном сайте адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет оператору заявку в письменной форме. В случае, если потребитель не направил РО заявку потребителя, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступает в силу на 16-й рабочий день после размещения РО предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156)».

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме могут предоставляться региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с заключёнными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме такого решения.

Насколько нам известно, таких собраний в Кривошеинском районе до сих пор не проводилось.

Как будет начисляться оплата за ТКО?

Из памятки: «Оплата начисляется в зависимости от категории объекта инфраструктуры.

Оплата за ТКО для жилых помещений начисляется в зависимости от численности человек, прописанных в помещении. Оплата за ТКО для гаражей начисляется в зависимости от количества машиномест. Оплата за ТКО для садоводческих обществ начисляется в зависимости от количества участников. Оплата за ТКО для административных и офисных учреждений начисляется в зависимости от количества сотрудников. (Жилищный кодекс РФ (ст. 157), нормативы накопления ТКО)».

Согласно приказу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 20 июля 2018 года № 129 «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Томской области» в городе Кедровый, Бакчарском, Колпашевском, Верхнекетском, Чаинском, Молчановском, Шегарском, Кожевниковском и Кривошеинском районах для физических лиц установлены следующие нормативы накопления ТКО: для жителей многоквартирных домов в месяц на одного проживающего приходится 29 килограммов 734 грамма (0,204 м куб.), для собственников индивидуального жилья в месяц на одного проживающего — 39 килограммов 163 грамма (0,246 м куб.). В этом же приказе содержится информация об утверждённых нормативах накопления ТКО для организаций, учреждений, торговых точек и других.

Возникает ещё один вопрос: считается ли одноэтажный дом, состоящий из двух, трёх и более квартир, расположенный в частном секторе, многоквартирным?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 (ред. от 25.03.2015 г.) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» многоквартирным домом признаётся совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Общее имущество — это не только помещения, но и крыша, инженерные коммуникации, стена, подвал и т.д., всё, что обслуживает более одного помещения.

Соответственно к жителям таких домов должны применяться такие же нормативы и тарифы, как и к жителям многоквартирных домов.

Кем устанавливается стоимость услуг регионального оператора?

Из памятки: «Потребитель обязан заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО с момента установления единого тарифа. Учитывая, что единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО подлежит регулированию, предельный тариф на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов на территории Томской области устанавливается Департаментом тарифного регулирования Томской области (Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89ФЗ (ст. 24.7, ст. 24.8), постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156)».

6 декабря 2018 года приказом департамента тарифного регулирования Томской области № 7-723/9 (500) установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «Риск» на период с 1 января по 31 декабря 2019 года. Согласно ему, цена ТКО для физических и юридических лиц не должна превышать 561 рубля 22 копеек за один кубический метр.

Почему плата региональному оператору вынесена в отдельную строку и взимается как за коммунальные услуги?

Из памятки: «Потому что услуга по сбору и вывозу ТКО с 01.01.2019 года становится коммунальной, плата за которую начисляется аналогично плате за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод (Жилищный кодекс РФ (п.п. 4,5 ст. 154))».

Будет ли производиться начисление за вывоз ТКО от квартир и домовладений, в которых никто не прописан и никто не проживает?

Из памятки: «Начисление производиться будет. В случае, если одно лицо владеет несколькими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками, может заключаться один договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с включением в такой договор всех указанных объектов, если они расположены в зоне деятельности одного регионального оператора.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объём коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156, постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354)».

Можно ли не платить за вывоз мусора?

Из памятки: «Нет, нельзя. При наличии на территории поселения организованной системы сбора ТКО собственник обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с РО и оплачивать данную услугу. Уклонение граждан и юридических лиц от заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО содержит признаки административного правонарушения, закреплённого ст. 8.2 КоАП РФ и, соответственно, будет являться основанием для привлечения собственников к административной ответственности.

В случае, если гражданами при отсутствии заключённых договоров на обращение с ТКО нанесён вред земельным участкам в результате нарушения требований по обращению с отходами (например, при накоплении отходов на своих участках или при их несанкционированном складировании в иных местах), они также будут привлекаться к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель).

В случае, если на территории поселения не организована система сбора ТКО (не установлены контейнеры или бункеры), коммунальная услуга считается не оказанной и плата за неё не взимается. (Жилищный кодекс РФ (ч.5 ст. 30), Кодекс об административных правонарушениях РФ, постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156)».

Последний пункт памятки об отсутствии контейнеров или бункеров нас заинтересовал особенно. Дело в том, что согласно постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10», пункт 8.2.5., «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населённых мест» пункт 2.2.3 расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 метров. Но в большинстве случаев в частном секторе райцентра и в сёлах района поблизости вообще нет контейнеров или бункеров для сбора мусора. Так что получается: услуга в таком случае считается не оказанной?! Не делая поспешных выводов, скажем лишь, что этот вопрос требует более тщательной проработки и консультации у специалистов.

Кто должен содержать контейнерные площадки?

Из памятки: «Бремя содержания контейнерных площадок лежит на собственнике земельного участка. В случае, если у земельного участка отсутствует собственник, бремя его содержания несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156).

Если у физических или юридических лиц уже имеется действующий договор на вывоз ТКО, должен ли заключаться договор с региональным оператором ТКО?

Из памятки: «Да, должен. Договоры, заключённые собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с РО, в свою очередь договор с РО заключается с момента установления предельного тарифа на осуществление деятельности в области обращения с ТКО для региональных операторов (Федеральный закон № 458-ФЗ от 29.12.2014 г. (п. 6 ст. 23)).

Как будут ликвидироваться несанкционированные свалки отходов?

Из памятки: «В случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объём которых превышает 1 м куб., на земельном участке, не предназначенном для этих целей, РО обязан уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов.

Собственник земельного участка обязан в течение 30 дней после получения уведомления ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО, в противном случае РО вправе ликвидировать место несанкционированного размещения ТКО самостоятельно, а понесённые расходы на ликвидацию взыскать в судебном порядке с собственника земельного участка.

В случае выявления места складирования ТКО в месте, не предназначенном для этих целей, иными лицами необходимо обратиться к региональному оператору (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156)».

Предоставляются ли льготы на оплату услуги по вывозу ТКО?

Из памятки: «Да, предоставляются. Услуга по обращению с ТКО является коммунальной. Согласно действующему законодательству на неё распространяются все льготы, как и на другие коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством РФ и законодательством Томской области (Постановление администрации Томской области от 29.03.2006 г. № 40а)».

Вероятно, для того, чтобы получить более подробную информацию о предоставляемых льготах на услугу по обращению с ТКО, необходимо обратиться к специалистам центра социальной поддержки населения.

Куда жаловаться о нарушениях региональным оператором действующего законодательства?

Из памятки: «В Управление Росприроднадзора по Томской области — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также на проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.

В департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО.

В Управление Роспотребнадзора по Томской области — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

В Департамент тарифного регулирования Томской области — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.

В Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области — по вопросам оплаты (в том числе и перерасчёт платы) за вывоз мусора, некачественный вывоз ТКО.

В органы прокуратуры — если гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не знает, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли».

В заключение необходимо сказать, что при написании данного материала автор статьи, в том числе и как рядовой потребитель, попытался ответить на основные возникающие вопросы, связанные с новой системой обращения с ТКО. Более подробную информацию можно узнать в вышеперечисленных нормативных документах, введя их название в одну из поисковых систем «Интернет», а также на официальном сайте регионального оператора ООО «Риск» http://risk.tom.ru в разделе «Региональный оператор». Здесь же любой желающий может ознакомиться с бланками заявки на заключение договора с региональным оператором.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.