Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

06.08.2018 09:35 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

По маршрутам истории - автопробегом

В минувший четверг корреспонденту «Районных вестей» довелось встретиться и побеседовать с необычными гостями, посетившими наш район. Встреча произошла на берегу Оби, в районе, именуемом жителями Кривошеина Крутые пески. По прибытии на место взору журналиста предстал туристический лагерь с палатками, с временно оборудованным для принятия пищи «пятачком» и, конечно же, самими туристами.

Не совсем обычными для глаза стали лишь автотранспортные средства гостей — автомобили повышенной проходимости с различными яркими эмблемами и символикой на кузовах. В ходе диалога с обитателями лагеря мы узнали их секрет и причину путешествия на «автомонстрах».

Оказалось, что все гости являются членами клуба экстремальных автомобильных путешествий Off Road Master, образованного в 1999 году в городе Новосибирск заслуженным путешественником России Игорем Куликовым. За эти годы на счету спортивных туристов — членов клуба множество прохождений труднодоступных для автотранспорта маршрутов. И в этот раз они завершали трофи-экспедицию «Сибирский Марафон 2018: Обь — Енисейский Канал II». Римская цифра «II» в названии экспедиции означает, что этот маршрут экстремалы проходят во второй раз. Впервые же он был преодолён ими в 2001 году, и в честь предстоящего двадцатилетнего юбилея клуба было решено его повторить.

Изначально при подготовке к экспедиции её участники, уже зная все особенности и трудности пути, планировали пройти маршрут за 28 дней. Но в реальности на его преодоление им понадобилось десять суток, чего путешественники и сами не ожидали.

Если кто-то подумает, что так называемый «вояж» носит исключительно развлекательный характер, тот очень сильно ошибётся. Экспедицию смело можно назвать и научно-исторической, и краеведческой, и географической, так как первоначальной её целью является посещение одного из главных памятников освоения Сибири — Обь-Енисейского судоходного канала. Его строительство началось в конце XIX века, и прослужил водный путь вплоть до середины XX столетия.

Во время строительства канала были сделаны многочисленные археологические находки, свидетельствующие о том, что люди селились на берегах сибирских рек более 6 тысяч лет назад.

Сам водный путь был весьма мелководен: большую часть навигации он мог быть использован лишь судами водоизмещением до 500 пудов (8 тонн). В мае же, в «большую воду», по нему могли пройти суда водоизмещением 5000 пудов (80 тонн). В шлюзах помещались баржи длиной 22 метра, шириной 7,5 метра и осадкой 1,25 метра. Навигация по каналу могла продолжаться чуть больше трёх месяцев в году.

В 1911 году было принято решение расширить канал, но из-за начавшейся Первой мировой войны работы были отложены. В 1918 году белогвардейцы попытались пройти на речных судах по каналу до Енисея, но шлюзы оказались слишком узкими, тогда они разрушили и шлюзы, и дорогу, идущую вдоль канала. В 42-м году из Енисея в Обь по каналу провели колёсные пароходы «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24», при этом пришлось частично разбирать как канал, так и суда.

К началу XXI века канал был заброшен. Местным населением, проживающим по его берегам, в основном являются потомки староверов-беспоповцев, переселившихся в эти места в 30-е годы, уходя от преследования советской власти.

Члены экспедиции клуба экстремальных автомобильных путешествий Off Road Master говорят, что в этот раз им удалось пройти маршрут значительно быстрее только потому, что в экспедиции 17-тилетней давности, продлившейся сорок пять дней, путешественниками были прорублены просеки и проложены гати, и до сих пор они действующие, не заросли деревьями. Да и технические характеристики их «внедорожников», впрочем, как и сами машины, значительно улучшились за эти годы.

А самым сложным испытанием во время экспедиции экстремалы-туристы считают надоедливый и чрезмерно многочисленный гнус. От него спасались исключительно дёгтем.

На пути путешественников в Красноярском крае встретилась одна большая деревня Безымянка, где проживают староверы. И, как отмечают члены клуба, с начала двухтысячных, со времени первого их путешествия, этот населённый пункт значительно преобразился и расширился, его население увеличилось. Появились добротные дома. Пример улучшения жизни — местная школа. Ранее в ней было четыре класса обучающихся, сегодня — девять. С чем связаны перемены к лучшему в деревне, её гости не знают. А вот в деревне Катайга Верхнекетского района Томской области изменения за эти годы произошли в противоположную сторону. Вот такие наблюдения за одними и теми же населёнными пунктами с разницей в семнадцать лет.

Также маршрут экспедиции проходил через Кеть-Касский государственный природный заказник регионального значения. Он расположен на восточной окраине Верхнекетского района Томской области. Здесь, предварительно получив разрешение у местной администрации, члены клуба экстремальных автомобильных путешествий ремонтировали пешеходные мостики, кормушки для зверей, очищали дороги от ветровального леса. Встречавшие их в заказнике соратники по клубу, специально прибывшие из Новосибирска, привезли с собой лизунец для зверей и галечник для птиц.

«Почему-то принято считать, что «джипперы» только наносят вред или урон природе, — рассказывают мужчины. — Это не так. Вот, например, вчера вечером мы приехали к вам на этот берег реки, и здесь лежала большая куча мусора. Мы её, как и положено, аккуратно закопали, вырыв специально для этого яму. А битое стекло с этого мусора мы увезём к ближайшему контейнеру. Мы сами бережно относимся к природе и к этому призываем и молодёжь нашего клуба».

А возраст членов клуба — от 10 до 62 лет, и эту экспедицию наравне со взрослыми прошёл самый юный её участник. Такое путешествие для него не в новинку, потому как впервые он вышел на маршрут в три года. Теперь паренёк имеет юношеский спортивный разряд по экстремальному автомобильному спорту.

Вот такие необычные гости. В завершение беседы члены экспедиции разрешили нам сделать несколько фотографий своих «железных коней», за что мы им очень благодарны.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.