Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

24.08.2020 09:03 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

О чём читатель не знает

Автор: Владимир Воронов, Зинаида Лебева.

Дважды в неделю читатели районной газеты разворачивают свежий номер «Районных вестей», но далеко не каждый бывал в типографии и знает, как делается газета сегодня, и какой трудоёмкий процесс она проходила лет 20 назад прежде, чем она попадала в почтовые ящики наших подписчиков.

Предлагаем сегодня совершить экскурс в прошлое.

Из редакции в типографию приносят только макет выпускаемого номера, отпечатанные на машинке тексты материалов, фотографии. А уносят готовую газету. Остальное — дело рук полиграфистов.

На одной из дверей типографии листок с напечатанным крупными буквами объявлением: «Посторонним вход воспрещён». Здесь располагается горячий цех. Горячий потому, что в электроплавильных котлах булькает расплавленный металл, из которого и отливаются металлические строки размером в газетную строку. Как строчка — так новый, ещё неостывший слиток. На первый взгляд работа линотипа ничего сложного не представляет. Под руками специалиста клавиатура, напоминающая клавиатуру пишущей машинки. И рычаг, от нажима на который начинается недолгий, но сложный путь букв от матриц (пластин с оттиском всех знаков алфавита и цифр) до отлива линотипной строки из металла.

Но даже ничего не делая, целый день у линотипа усидит не каждый. Хотя в помещении и есть принудительная вентиляция, излучающая жар машина и расплавленный металл дают о себе знать. Чтобы набрать за одну смену полностью очередной номер газеты или даже его половину, нужны не только трудолюбие и усидчивость, но и хорошее здоровье. А больше всего необходимо хорошее знание русского языка. Ведь из-за одной ошибки придётся полностью переливать строку.

Отлитые на линотипе строки уносят в наборный цех. Из них вместе с заголовками и фотографиями вручную нужно составить газетную полосу. Вес её внушительный — более десяти килограммов. Все строки и заголовки читаются в зеркальном отображении. И вот полоса свёрстана. На специальном станке с неё делается оттиск на бумагу, который затем поступает в корректорскую. Здесь корректор сверяет текст полосы с отпечатанными на машинке в редакции оригиналами, выявляет допущенные при наборе ошибки. А они, хоть и редко, но бывают. Линотипист снова переливает строки, в которых есть исправления.

Набран текст ещё одной полосы. Она проходит тот же путь. Ответственный работник редакции вновь прочитывает оттиски, делает последнюю правку.

Теперь дело за печатниками. В машину заключаются сразу две полосы (1-я и 4-я или 2-я и 3-я). Сначала печатается внутренний разворот, так как на первую полосу подаются оперативные материалы, и она делается в последнюю очередь.

ТАССовские клише приходят в редакцию готовыми к печати. А с фотографий, которые сделал свой корреспондент, нужно ещё получить обратное изображение на пластине цинка. Выполняет эту работу специальный электронно-гравировальный аппарат.

Заключены в машину полосы с текстом и фотографиями. Стопка нарезанной по специальному формату бумаги приготовлена заранее. Печатник нажимает кнопку на пульте. Каждый лист приходится подавать вручную, и делать это надо с автоматической точностью. Это требует много энергии и сноровки: чтобы отпечатать весь тираж одной газеты, надо сделать более восьми тысяч одинаковых движений. И вот ещё тёплые, пахнущие типографской краской газеты укладываются в стопку. Утром их заберёт почта для доставки подписчикам. А работники типографии начнут трудиться над выпуском следующего номера газеты.

Нелёгок и кропотлив труд полиграфистов. Но на помощь им приходит всё более совершенная техника. В конце 70-ых годов в типографии появились печатная машина с автоматической подачей бумаги, линотип «Россия» для набора газеты, бумагорезальный станок и машина, которая разматывала сразу два рулона бумаги и резала её по заданному формату. Для переплавки металла в новой пристройке была введена в эксплуатацию специальная машина. Справил новоселье и цех брошюровки.

В год празднования 40-летия районной газеты, в 1980 году, речь шла о возведении четырёхэтажного корпуса, в котором должны были разместиться редакция и типография (даже место под строительство было отведено). Намечалось построить рядом с ним и два шестнадцатиквартирных дома, что позволило бы значительно расширить полиграфическую базу предприятия и полностью укомплектовать типографию кадрами. Увы, этим планам так и не суждено было сбыться, а через какой-то десяток лет Кривошеинское полиграфобъединение закрыли полностью, а районная газета стала печататься в Молчановской типографии уже офсетным способом.

Коллектив типографии состоял в основном из женщин. Был он небольшой — около трёх десятков человек. Это линотиписты, верстальщики, наборщики, брошюровщики, печатники и корректор. Трудился коллектив ударно. Не раз становился победителем социалистического соревнования среди родственных предприятий области. Труд многих полиграфистов был отмечен почётными грамотами и благодарностями, им присваивались почётные звания «Отличник печати», «Победитель социалистического труда» и «Ударник коммунистического труда». А метранпаж М.С. Сагеева была награждена орденом Знак Почёта. Кроме этого, Мелетина Семёновна, более двадцати лет возглавлявшая профсоюзную организацию коллектива, одной из первых в Томской области была отмечена нагрудным знаком ВЦСПС «За активную работу в профсоюзах». На базе Кривошеинской типографии было создано полиграфическое объединение, в которое входили типографии Молчановского, Чаинского, Шегарского и Кожевниковского районов. Возглавлял объединение Владимир Кириллович Вьюшков.

В преддверии 80-летненго юбилея районки добрым словом хотелось бы вспомнить тех, кто долгие годы работал в типографии и вместе с журналистами делал одно общее дело — районную газету. Это директора В.Ф. Коркин, В.К. Вьюшков, Л.А. Овсянникова и А.М. Третьяков, фронтовики Д.И. Таранин и В.Д. Емельянов, В.П. Дроздова, И.П. Иванова, В.В. Тыщик, Л.М. Зубова, Г.Ю. Помаскова, Е.И. Лесовая, Т.Н. Толкачёва, С.П. Шишкин, А.И. Горелов, В.Л. Кривошеина, С.В. Кривошеин, В.Ф. Кривошеин, А.А. Колбышев, Н.И. Руль, Е.Г. Лескина, Е.П. Малык, А.И. Колбышев, П.В. Волков, П.Г. Слепова, Г.А. Шарахтова, Е.А. Волкова, Н.И. Фролова, Н.Д. Ерёмина, Г.П. Лядова, В.П. Лобастов, А.Н. Егоров, В.Н. Козлова, Е.А. Егорова, В.П. Сагеев, Л.А. Понамарчук, Л.М. Шибаева, Н.И. Марченко, Л.В. Кадочигова, Д.Е. Лескин, В.И. Кухарёнок, О.Н. Харитонова, Евгения Лесовая, Татьяна Лобыня, М.И. Акимова, А.Я. Гергерт, Х.Г. Романенко.

Типографии в районе не стало более 20 лет тому назад в результате известных политических и экономических реформ, проведённых в стране. Многие томские предприятия развалились, заказов не стало. Газету перевели печатать в Молчаново, где в типографии было установлено по тем временам современное полиграфическое оборудование, позволившее значительно повысить качество и скорость печати газеты. Сегодня же районку печатают в Томске. О тех временах, когда в цехах типографии кипела работа, бывшие полиграфисты вспоминают с ностальгией, как, впрочем, и журналисты. Ведь словами не передать то ощущение, которое испытывал, держа в руках свежий, еще пахнущий типографской краской номер газеты, который отпечатали на твоих глазах и ты являлся первым её читателем. Жаль, что такого больше не повторится.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.