Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

10.04.2020 11:06 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Лесозаготовку начинали спецпереселенцы

Автор: Данил Королевич, с. Красный Яр.

Лесная промышленность Томской области возникла в конце 80-х годов 19 столетия. Но усиленно и планомерно она стала развиваться после установления советской власти в Сибири в связи с восстановлением народного хозяйства, а затем всеобщей индустриализации страны. Однако до 1934 года лесозаготовки Западной Сибири не имели специальной техники, и все основные фазы производства осуществлялись вручную. На подвозке и вывозке древесины использовался гужевой транспорт.

Начиная с 1924-1925-х годов, в Красном Яре были организованы лесозаготовки Самусьским лесничеством. Заготовку вели в ближних массивах, лес вывозили на лошадях. Его отгружали в трюмы барж, применяя для спуска брёвен верёвки.

В 1931 году был образован Красноярский лесозаготовительный участок от Молчановского ЛПХ. Первую крупную партию спецпереселенцев привезли с реки Чулым. Они начали застраивать нынешнюю улицу Чкалова. Строились небольшие домики, имеющие комнату и кухню. Вторую большую партию Молчановский ЛПХ привёз в Красный Яр в 1933 году из Берегаева.

Лесозаготовки на Красноярском лесопункте значительно расширились не только за счёт кадровых рабочих, но и сезонников. Существовала такая практика: до каждого колхоза доводился план по заготовке и вывозке леса. После окончания сельскохозяйственных работ в начале зимы бригады колхозников выезжали в Красный Яр. Они брали с собой необходимый инвентарь, сено и фураж лошадям. Чтобы разместить людей, необходимо было жильё, поэтому строились бараки. В связи с тем, что вывозить лес приходилось из отдалённых массивов, построили ледяную дорогу, а вдоль неё сооружали жильё. Так для обслуживания сезонников вдоль ледяной дороги возникли маленькие посёлки, получившие названия «Пятнадцатый», «Север», «Двадцать пятый», «Верхний». Бараки строились большие, с двухъярусными нарами, так что в одном помещении поселялись сезонники одного, а иногда и двух колхозов.

Что собой представляла ледяная дорога? Трасса не имела крутых поворотов, подъёмов и спусков. В земле вырезалась колея шириной полтора метра для прохода саней. Полотно дороги заливалось водой. Обслуживание её было постоянным: ночью ледяная дорога прометалась вениками, а утром поливалась водой из деревянных цистерн, составленных на сани и имеющих небольшие отверстия над колеёй. В упряжку запрягалась пара лошадей, на ходу отверстия у цистерны открывались, и в колеи выливалась вода. Так как цистерны хватало на один-полтора километра, то для пополнения запасов существовали колодцы или использовалась вода из ручьёв. Ездить по такой дороге можно было только на подкованных лошадях.

Валка леса велась вручную двумя типами пил: поперечной и лучковой. Вальщик должен был не только спилить дерево, очистить сучья, раскряжевать, но и сжечь все сучья. Норма на одного вальщика колебалась от 3-х до 4-х кубометров. Затем шла трелёвка брёвен к ледяной дороге на подсанках. По специальным накатам лес от 4-5 до 7 кубометров грузили на ледяные сани, которые обязательно оковывались снизу полосовым железом и имели с боков деревянные стойки высотой полтора метра. Аварии на такой дороге были опасны. Если они происходили хотя бы на малом склоне, то идущий следом воз было трудно остановить. Поэтому для остановки воза кидали под полозья рукавицы, шапку, а иногда и фуфайку.

В 1936 году Красноярский лесоучасток был передан в подчинение Томского треста. Он выделил лесопункту газогенераторные автомашины, основным топливом для которых являлись небольшие древесные чурочки. Поступили и тракторы марки «ЧТЗ». Вывозка леса на основной трассе стала механизированной. Ледяную дорогу стали постепенно заменять так называемой лежнёвкой. В связи с увеличением лесозаготовок в 1937 году были организованы сплавучасток, лесхоз и ОРС.

В 1938 году Красноярский лесопункт был переименован в Красноярский мехпункт. В это время объём лесозаготовок составлял от 85 до 90 тысяч кубометров. Лес отгружался на Томский и Новосибирский лесоперевалочные комбинаты. В 30-ые годы мехпункт возглавлял Федот Григорьевич Облицов, затем его директором стал Хабаров.

Перед началом Великой Отечественной войны Красноярский мехпункт был очень крупным предприятием. В 1939 году были построены механическая мастерская, автогараж. В посёлке появились новые улицы — Советская, Пушкина, Гаражная и другие.

В период войны большинство мужчин и юношей ушли на фронт. На предприятии была введена строгая дисциплина и увеличен рабочий день. План лесозаготовок, несмотря на сокращение рабочей силы, не уменьшался, в то же время продовольственное снабжение предприятия сократилось. Красноярцы, будучи в глубоком тылу, вносили свой вклад в победу над врагом под руководством директоров мехпункта Хабарова, Чекулина, Курсугашева. «Застрельщиками» в труде, в соревновании за перевыполнение плана были коммунисты и комсомольцы.

Из отчёта предприятия за 1941 год: «Вся работа мехлесопункта в течение второго полугодия 1941 года была подчинена разрешению основной задачи: обеспечить армию ружьём, ствольной накладкой, пулемётами и поставить их на лыку». К осени 1941 года в стране остро встал вопрос и об обеспечении армии лыжами. График по их изготовлению неоднократно обсуждался на заседании Кривошеинского бюро райкома ВКП (б) и исполкома райсовета. 15 января 1942 года было утверждено задание на январь: промартели «Красный боевик» — 1000 пар, промкомбинату — 900 пар. Было вынесено решение: «Категорически запретить промкомбинату и артели перебрасывать рабочую силу на другие работы, не связанные с изготовлением лыж, обеспечить стабильную работу по выполнению оборонного задания».

В январе 1943 года партия поставила перед лесной промышленностью задачу механизировать тяжёлые и трудоёмкие процессы работы и организовать на лесозаготовках механизированные лесопункты — новые предприятия промышленного типа.

После войны в стране существенно возросла потребность в строительной древесине, поэтому на развитие лесной промышленности было обращено особое внимание. Без этого внимания не остался и Красный Яр со своими богатейшими запасами деловой древесины. В декабре 1948 года Красноярский мехпункт был преобразован в леспромхоз. С этого времени село стало существенно расширяться. Буквально через год в Красном Яре стал строиться микрорайон Центральный, где был образован новый Ергайский леспромхоз. Начиная с первой послевоенной пятилетки, валка леса велась с помощью электрических пил. В связи с этим в красноярской тайге стали востребованы передвижные электростанции ПЭС 12-200. Возникший ещё в 1934 году огромный по местным меркам лесоперерабатывающий завод в 1945 году был переоборудован в завод по производству железнодорожных шпал. Постепенно стала механизироваться погрузка леса на баржи. Уже к 1957 году в Красном Яре появился первый портальный кран для погрузки древесины.

Знаковым событием для развития лесного промышленного хозяйства в посёлке стало объединение в 1950 году Красноярского и Ергайского леспромхозов, Химлесхоза, сплавного участка и лесхоза. После их слияния был образован новый леспромхоз с названием «Ергайский».

Его функции заключались в заготовке и вывозке леса, раскряжёвке его на сортименты, их отгрузке на специальные речные суда, в выпуске готовой продукции: тары, шпал, пиломатериалов, лыж-брусков. Также на предприятии производились переводной брус для широкой колеи, клёпки для заливных бочек, ящичная тара, пиломатериал для собственных нужд. Лесопиление включало в себя следующие цеха: Шпалозавод №1, Шпалозавод №2, спецзавод, тарный цех.

В качестве необходимого для производства сырья цеха получали следующие сортименты: шпальник, пиловочник, дрова хвойных пород, лыжный кряж, частично пиловочник берёзовый, тарный кряж и осиновые дрова. Доставка сырья к местам переработки производилась с нижних складов Красноярского и Ергайского лесозаготовительных пунктов автомобилями ЗИЛ-157-130. (на снимке)

Заготовка леса велась валочно-трелёвочными малыми комплексными звеньями в составе трёх человек летом и четырёх человек зимой бензопилами «Дружба». За каждым таким звеном был закреплён трактор ЧТЗ-100 или ТДТ-75. Количество звеньев на мастерском участке зависело от объёма работ и колебалось от четырёх до шести. Разработка лесосек велась с помощью метода узких лент, что позволяло сохранить необходимое количество подроста хвойных пород.

Трелёвка заготовленного леса производилась на погрузочную площадку мастерского участка, которая была оборудована наклонными мачтами и в лесном массиве располагалась так, чтобы среднее расстояние трелёвки не превышало 500 метров. Таких площадок на мастерском участке было две, погрузка леса производилась агрегатными лебёдками ТЛ-5 и ТЛ-7 в две смены. В состав погрузочной бригады входили один лебёдчик и два грузчика. Средняя производительность погрузочной бригады составляла 96 кубометров в смену. Гружёные сцепы вывозились с мастерского участка специальными паровозами, а в весеннюю распутицу мотовозом на станции, которые располагались от мастерских участков на расстоянии не более трёх километров. На этих станциях формировались составы и отправлялись на нижний склад.

Также погрузка леса осуществлялась методом накатывания крупными пакетами при помощи передвижных установок, а также тракторопогрузчиками марки ПК-2 и краном типа Бирюлина. Древесина, которая поступала с первого и второго мастерских участков по красноярской автомобильной дороге, в осенне-зимний период разгружалась тракторами и разделывалась на нижнем складе «Лабочак» в две смены на стационарных эстакадах электропилами К-6. Сортировка на вагонетках была механизированная, штабелёвка производилась лебёдками ТЛ-7 в беспрокладочные штабели. Высота этих штабелей доходила до пяти метров, а глубина — до 150 метров.

Лиственная порода складировалась на отдельные подштабельники, затем отгружалась на автомашины и отправлялась на переработку. Пиловочник и другие сортименты, которые были непригодны для переработки, на месте отвозились тракторами ТДТ-75 на незатопляемое место, пиловочник укладывался в отдельные штабели, все остальные сортименты вместе.

В Старом Ергае разделка хлыстов производилась непосредственно на затопляемой пойме реки Монатка. При весенних горизонтах воды древесина всплывала и сгонялась в запань. В весенне-летний сезон разделка хлыстов с «Лабочака» переносилась на механизированные эстакады между спецзаводом и шпалозаводом в селе Красный Яр. Штабелёвка древесины на этих эстакадах производилась башенным краном БКСМ-14.

В летний период по такой технологии работали два мастерских участка, а третий предполагалось перевести на работу по новой технологии.

В 1958 году к Ергайскому леспромхозу был присоединён Кривошеинский химлесхоз, который стал участком по добыче живицы.

В своей производственной деятельности леспромхоз подчинялся сначала тресту «Томлес», после реорганизации последнего — лесозаготовительному комбинату «Томлес». С 1971 года вышестоящей организацией леспромхоза стало Всесоюзное лесопромышленное объединение «Томлеспром».

К 1980 году к леспромхозу относились Ергайский, Малобрагинский и Красноярский лесопункты, управление железными дорогами (УЖД), Ергайский нижний склад, Красноярский сплавучасток.

Многие работники лесной промышленности Кривошеинского района за высокие показатели в труде были награждены правительственными наградами: орденами им. В.И. Ленина, «Знак Почёта», «Трудовой Славы», «Трудового Красного Знамени» и «Дружбы народов», медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», другими наградами.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.