Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

21.12.2020 14:47 Понедельник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

НАСТАВНИЧЕСТВО - ИНВЕСТИЦИЯ в профессиональную подготовку молодёжи

Автор: Людмила Уланова

О значимости масштабного движения наставничества в решении актуальных проблем профессионального образования и о его различных моделях, адаптированных в системе профессионального образования Томской области, рассказывает Юрий Владимирович КАЛИНЮК, начальник Департамента профессионального образования Томской области.

Главная миссия: объяснять, показывать, вдохновлять…

Система профессионального образования Томской области активно участвует в реализации национального проекта «Образование», Федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Особенно хотелось бы рассказать о значительных событиях, которые повышают престиж системы профессионального образования не только в регионе, но и за её пределами.

Одним из таких событий стало открытие в Томске Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). По Указу Президента к 2024 году в Российской Федерации должны быть открыты не менее ста центров опережающей профессиональной подготовки. Открытие первых четырнадцати состоялось в 2019 году. В их числе — ЦОПП в Томске.

Уже третий год наши колледжи и техникумы успешно участвуют в конкурсах на получение грантов Министерства Просвещения России. Средства, полученные в виде грантов, используются для создания мастерских, оснащённых современной материально-технической базой по различным компетенциям: промышленные и инженерные технологии; информационные и коммуникационные технологии; строительство; обслуживание транспорта и логистика; искусство и дизайн; сфера услуг. Обновление и создание учебных мастерских ведётся с учётом кластерной политики, под задачи региона, развитие бизнеса и отраслей экономики. Например, Асиновский техникум промышленной индустрии и сервиса как победитель этого конкурса получит средства на создание в 2021 году четырёх мастерских: управление автогрейдером, управление фронтальным автопогрузчиком, плотницкое дело и ландшафтный дизайнер.

Обновляя инфраструктуру учреждений, мы стремимся менять качество подготовки выпускников СПО под потребности работодателей. В настоящее время механизмом оценки качества профессионального образования является итоговая государственная аттестация в форме демонстрационного экзамена. Он позволяет оценить уровень компетенций выпускника путём наблюдения за процессом выполнения практических трудовых действий в условиях, приближённых к производственным.

Важную роль в повышении качества подготовки рабочих и специалистов играют созданные в каждом учреждении управляющие советы, которые являются общественно-государственной формой управления. Советом, как правило, руководит один из работодателей. Членами являются представители общественности, работники образовательного учреждения, работодатели и студенты.

Особенно хочется отметить такой важный фактор — возобновление в системе профессионального образования института наставничества, который является серьёзным инструментом повышения качества профессионального образования и инвестицией в профессиональную подготовку молодёжи. В 2019 году совместно с педагогическим сообществом и работодателями была разработана Модель наставничества системы профессионального образования и индустриальных партнёров, в которой определены миссия, цель и её задачи. А также прописаны формы наставничества, механизмы реализации модели в нашем регионе. В этой модели закреплены две формы наставничества: «работодатель — студент» и «преподаватель (мастер производственного обучения) — студент». В 2020 году она была утверждена и реализуется во всех организациях СПО. Поставлена задача — вовлечь в различные формы наставничества не менее 30 процентов студенческого контингента.

Важно, чтобы наши студенты закреплялись за наставниками на производстве: один студент — один наставник. В образовательной организации со студентами работают наставники-навигаторы, задача которых объяснять, показывать, вдохновлять и довести выпускника до конкретного предприятия. А там опытные специалисты помогут молодому человеку освоить тонкости профессии. Для нас важно, чтобы на любом предприятии, в различных отраслях экономики видели, как наши студенты и выпускники растут профессионально, как развиваются их компетенции.

Развивающееся в последние годы в нашей стране чемпионатное движение WorldSkills, которое направлено на повышение качества подготовки рабочих и специалистов; популяризацию профессий среди молодёжи, придало новый стимул развитию наставничества. С участием наставников ведётся подготовка студентов к конкурсам WorldSkills Russia («Молодые профессионалы»), Абилимпикс (для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья), а также к чемпионату сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech, Green Skills (экологические навыки).

В этом году в особых условиях мы провели «Форум работающей молодёжи», региональный конкурс «Лучшие практики наставничества», Всероссийскую научно-практическую конференцию по наставничеству, региональный журналистский конкурс «Наставник — это звучит гордо». Региональный конкурс «Лучший наставник», I региональный форум наставников — эти события привлекли внимание к движению как молодёжи, так и профессионалов. По итогам года мы опубликуем сборник статей о лучших практиках наставничества не только нашего региона, но и России в целом.

Уже напечатана серия открыток и проведена акция «Спасибо наставнику».

Сегодня мы и работодатели понимаем, что если будет работать институт наставников, то повысятся уровень профессиональной подготовки, личные и профессиональные компетенции наших выпускников, их трудоустройство в различных отраслях экономики Томской области.

Когда-то Уильям Шекспир сказал: «Природа милостей своих не дарит за спасибо», имея в виду, что человек, наделённый талантом, должен не таить свой дар, а проявить его во всей полноте, неся людям вокруг радость и свет. Наверное, образнее и не скажешь. Это правильно: если ты лучший среди лучших, будь лидером и делись своими навыками с другими, научи их, как стать равным тебе или даже совершеннее!

Творческий и инициативный человек

Олеся Сергеевна ОСИНЕНКО, преподаватель экономических и управленческих дисциплин в Кривошеинском агропромышленном техникуме.

Она закончила Новосибирский государственный аграрный университет — Томский сельскохозяйственный институт по специальности «Экономика и управление аграрным производством» с квалификацией «Экономист». С 2014 года работает в КАПТ преподавателем дисциплин экономического и управленческого профиля, предпринимательства. Имеет статус «наставник-тренер».

В 2017 году коллектив техникума выступил с инициативой по введению в Региональный этап чемпионата WorldSkills Томской области компетенции «Предпринимательство». Для этого нужен был опыт участия и подготовки студентов к такого рода соревнованиям. Олеся Осиненко прошла обучение в Академии WSR и получила сертификат, дающий право на оценку демэкзамена, и свидетельство на право проведения регионального чемпионата по стандартам WSR. Затем она приступила к подготовке студентов для участия в чемпионатах WSR других регионов по компетенции «Предпринимательство». Это стало началом её практики наставничества.

Компетенция «Предпринимательство» включает в себя достаточно широкий спектр знаний, умений и навыков. При первичной подготовке была разработана программа, в которую были включены различные методы отработки soft и hard компетенций. Программа была полностью практикоориентированной. Студенты искали и отрабатывали бизнес-идеи, изготавливали минимально-жизнеспособный продукт. Ввиду того, что любая бизнес-идея должна быть проверена в реализации, студенты принимали участие в ярмарке «Золотая осень», проверяли востребованность продукта, занимались прямыми продажами. Первой идеей было производство иван-чая, что напрямую соответствовало принципам и требованиям, предъявляемым к бизнес-идее. Она должна способствовать улучшению качества жизни человека и быть полезной для его здоровья.

В дальнейшем программа подготовки стала программой наставничества «преподаватель-студент». Эта форма предполагает не только подготовку, но и сопровождение студентов в их профессиональной, чемпионатной деятельности. В результате первый чемпионат, в котором была компетенция «Предпринимательство», в Томской области прошёл в 2018 году. В нём студенты всего трёх организаций СПО принимали участие и получили право представлять регион в отборочном этапе Национального чемпионата WorldSkills Russia в 2019 году. Важно, что рациональная инициатива получила одобрение.

Интересно мнение коллег о педагоге и наставнике Олеси Осиненко. Главный эксперт по компетенции «Технология переработки дикорастущего лекарственно-растительного сырья и ягод» Анастасия Татарникова отмечает: «Олеся Сергеевна Осиненко — творческий и инициативный человек. Много раз я видела, как загораются глаза у ребят, когда они слушают её рассказ о бизнес-планировании, личностном росте в предпринимательстве. Студенты выпускных групп специальности «Коммерция» всегда с большим теплом вспоминают время занятий с любимым педагогом и наставником. Они и после выпуска из техникума продолжают с ней общаться, консультируются по вопросам профессионального роста».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.