Меню
16+

Газета «Районные вести» Кривошеинского района

15.10.2018 15:30 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

«Кипрюшка, ты в сердце моём»

У каждого человека есть малая Родина — это место, где он родился и вырос, место, которое всегда в сердце, где бы он ни был.

С Ниной Ивановной Карповой мы не виделись 45 лет. Одноклассницу мамы нашли с помощью одноимённого сайта. После долгой переписки Нина Ивановна, проживающая далеко за пределами района, приехала погостить в наши края. После радостных моментов встречи мы побывали в местах, дорогих её памяти. Первым стала улица Механизаторская в Кривошеине, первоначально она называлась «площадка РТС», здесь жили её родственники. Следующий пункт — село Никольское, где прошла школьная юность. И конечной точкой маршрута стала деревня её детства — Кипрюшка, куда мы добрались с небольшими приключениями.

Согласно источникам Интернета, Кипрюшка — старообрядческая деревня — находилась в полутора километрах от реки Обь, была основана в 1896 году. Сюда в своё время пришли старообрядцы из Пермской области. Сначала поселенцы жили в Чернильщикове Томского района, затем в Кипрюшке. Жители сами ткали полотно, шили обувь, растили овощи и хлеб. В Кипрюшке протекала речка Мельничная, названная так потому, что когда-то некий купец хотел построить здесь мельницу. В своё время в этих местах жил остяк Киприян, есть легенда, что он утонул в озере. Это озеро назвали по его имени — Кипрянка. Название населённого пункта тоже связано с ним. Другие названия деревни: Землянка, Кипролка. До 30-х годов ХХ века деревня насчитывала 8 дворов. В связи с организацией сбора живицы (сока хвойных деревьев) деревня пополнилась новыми жителями. Здесь были клуб и школа-семилетка. Когда лес вырубили и сбор живицы прекратился, люди разъехались по другим местам, в основном в Красный Яр.

Во время нашей поездки были записаны воспоминания о жизни в деревне Кипрюшка в 50-ые годы прошлого века, которыми охотно поделилась Нина Ивановна.

Первое время её родители жили в Рыбной речке, позднее построили в соседней Кипрюшке дом. Здесь протекала небольшая речка, которая пополнялась водами Оби. Саму Обь и идущие по ней пароходы можно было наблюдать прямо из окна нового дома. В Кипрюшке действовал леспромхоз. Большие штабеля леса лежали по берегу речки, и в воздухе всегда стоял запах сосновой древесины. Лес сплавляли по воде на дальнейшую переработку. В молодости мама Нины Ивановны работала токсировщицей (учётчицей) древесины и продавцом в магазине смешанных товаров. Отец помогал маме, иногда заменял её. Сам же в основном занимался рыбалкой и охотой. В доме даже зимой были фрукты, сладости, речная и морская красная рыба. Позднее отец Нины принял старообрядческую веру, и семья стала соблюдать посты и молиться. Пища во время поста была нежирная, без мяса, молока, яиц, но её разнообразие компенсировало недостающие продукты. Мама успевала ещё и хорошо готовить: суп с кедровыми орешками или уха из сушёной рыбы и рыбной икры, грибы солёные, пироги с ягодами, с рыбой, с груздями, сдобные пампушки, самодельный квас из свёклы. Рыбу во время поста разрешалось есть только один раз в неделю, по пятницам. После окончания поста на столе появлялись охотничьи трофеи отца: медвежатина и лосятина.

Дом Карповых стоял на окраине деревни, и чтобы уехать в Томск, Колпашево или Кривошеино, люди шли на пристань мимо их усадьбы. Детвора не пропускала ни одного пассажирского парохода и первой видела приехавших, знала, кто к кому прибыл в гости.

Весной Обь разливалась, и вода заливала деревню. Она могла прийти так стремительно, что, уйдя днём в кино, обратно люди возвращались уже по забору. Поэтому часто ледяные заторы, возникающие на изгибе Оби в конце апреля и начале мая, бомбили с воздуха. От взрывов дрожали стёкла, а комья земли от упавших на землю снарядов летели в сторону деревни. Люди из затопляемых домов перебирались к соседям или родственникам, которые жили на возвышенных местах. В школу, в магазин или в кино ездили на лодках.

Летом созревала черёмуха, которая росла на противоположном берегу речки Мельничная. Переплыв через неё, обратно возвращались, гребя одной рукой, а в другой держали полную ёмкость с ягодой.

В Кипрюшке была школа-семилетка. С уменьшением количества жителей она стала начальной. В одной комнате сидели учащиеся 1-го и 3-го классов, в соседней — 2-го и 4-го, по 6-8 человек. Учительница одновременно давала задание то одному, то другому классу. Часто ученики бывали дома у своих молодых учителей, недавно окончивших институт. Все они жили в одном большом доме и приглашали к себе, например, что-нибудь мастерить на Новый год. Вместе придумывали карнавальные костюмы, что-то вырезали, крахмалили, рисовали, шили, а затем пили чай.

Кипрюшка считается староверческой деревней. Длинные бороды и рубахи навыпуск, тихая речь и спокойная манера поведения — вот облик старовера того времени. Добротные бревенчатые дома с широкими половицами и большими лавками перед столом. И обязательно крытый досками двор с хранившимися там дровами и сеном. Люди эти были немногословными и молились уединённо. Улица, на которой стоял дом Карповых, была заселена в основном староверами. Она же частично существует по сей день.

Соседями Карповых были Веснины, дальше жили Лушниковы. В доме с лиственницей (на снимке) жил старовер Ефим Данилович, а рядом — его брат Василий Данилович. Дальше жили Юсуповы, а в стороне к лесу — старая женщина с сыном — инвалидом, у которого не было одной руки. Звали его Денис Поздеев. В их доме был ткацкий станок, и местные ребятишки любили наблюдать, как мать Дениса ткёт дорожки. Ещё дальше жила многодетная семья Ивана Ивановича Михайлова. Сам он был инвалидом войны и ходил на костылях. В следующем доме проживали учителя, а дальше — Татьяна Мальцева с дочерью Устиньей. На берегу речки обосновалась семья Поспеловых. На соседних улицах сейчас заросшей деревни жили Федотовы, Скворцовы, Гребневы, Алмазовы, Сатышевы.

Административно Кипрюшка относилась к Никольскому сельскому совету. Из Никольска привозили почту, там регистрировали детей, которых принимала на дому бабка-повитуха. Медицинское обслуживание кипрюшкинцы получали в больнице Красного Яра, куда можно было добраться на лошади или по узкоколейке, восьмой километр которой был ближайшей для них «станцией», до которой ещё нужно пройти по тайге несколько вёрст.

В 60-х годах начался процесс укрепления деревень: закрывались школы, клубы и магазины. К тому же основной источник заработка — Ергайский леспромхоз — заготовку древесины в округе прекратил. Деловой хвойный лес вырубили, не стало и источника для сбора живицы. Население стало искать работу в других местах. Семья Карповых переехала в Никольск, где Нина Ивановна уже училась в это время в школе.

Последним жителем Кипрюшки был старовер, живший в деревне до середины 80-х годов.

12 октября 2000 года постановлением Государственной Думы Томской области деревня Кипрюшка была упразднена и исключена из учётных данных.

Уже давно это место облюбовали горожане из Томска и Северска, часть из которых являются потомками коренных жителей деревни. Здесь сохранились восемь старых домов и построены четыре новых. Летом на заросшем берегу речки Мельничная слышны голоса дачников, но звонкий гул некогда большой деревни остался в далёком прошлом…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.